Давид Арахамия
Глава президентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия после начала полномасштабного вторжения по меньшей мере 4 раза пользовался машинами одесского бизнесмена Бориса Кауфмана для пересечения границы. Сам Кауфман фигурирует в уголовном деле.
Об этом идет речь в расследовании Bihus.info.
По данным расследующих, в августе 2022 года Арахамия вместе с женой выезжал из Украины в Молдову на черном внедорожнике Toyota, оформленном на жену Бориса Кауфмана. А возвращались они на бусе Mercedes, который принадлежит компании, где Кауфман является совладельцем. Речь идет о крупном дистрибьюторе табачных изделий — фирме «Тедис Украина».
Как отмечают журналисты, этот же Mercedes Арахамия использовал еще два раза — в октябре 2022-го и в августе 2023-го, чтобы вернуться в Украину из-за границы.
Что говорит Арахамия?
Сам Арахамия подтвердил, что брал авто у Кауфмана, объясняя это тем, что на своем авто выехать за границу не может из-за тонированных окон.
«Я доезжаю до Одессы, а потом спрашиваю его: «Дай мне машину, чтобы пересечь до Кишинева». Бытовая ситуация абсолютно», — сказал депутат.
Арахамия отметил, что знаком с семьей Кауфманов более 10 лет. Последний раз, по словам Арахамии, они виделись в Одессе на дне рождении бизнесмена в ноябре.
На вопрос, не видит ли Арахамия конфликт интересов в дружбе с бизнесменом, который фигурирует в уголовных производствах, глава президентской фракции сказал: «Это же НАБУ, насколько я знаю, ведет это дело. Это независимый орган. Я не думаю, что кто-то в стране может сказать, что он имеет влияние на НАБУ».
Он добавил: «Если вы считаете, что в этом есть какая-то большая измена, то давайте я не буду это делать. Я буду выезжать, я буду кого-то другого из своих друзей из Николаева просить».
Борис Кауфман
Wikimedia Commons / Ecchi
Что известно о Кауфмане?
Борис Кауфман — одесский бизнесмен. Летом он получил подозрения от НАБУ и САП по поводу схемы завладения аэропортом «Одесса».
По данным следствия, в 2011 году двое известных одесских бизнесменов — Борис Кауфман и Алекс Борухович (ранее Александр Грановский) — организовали схему, как получить имущество аэропорта для приватизации. Для этого, якобы для инвестиции в аэропорт, вместе с Одесским горсоветом учредили совместное ООО.
Согласно договору, «инвесторы» должны были внести 355 млн гривен уставного капитала, чтобы построить новый терминал и взлетно-посадочную полосу в аэропорту. Однако большая часть этих средств из-за действий участников схемы стала предметом залога и была заблокирована банком.
По данным следствия, все имущество аэропорта заложили в банк для получения кредита, чтобы сделать невозможным возвращение аэропорта в собственность города. Полученный кредит не погашали вообще. За кредит, взятый под залог имущественного комплекса аэропорта, таки построили новый терминал. Но взлетно-посадочную полосу не начинали строить.
Как отмечает САП, из-за этой схемы город полностью потерял любой контроль над аэропортом и не получал от его деятельности никакой прибыли. Зато люди, которые получили контроль над аэропортом, годами присваивали доход от его деятельности.
НАБУ указывает, что участники схемы завладели имуществом аэропорта «Одесса» стоимостью 118 млн гривен и доходом от его деятельности в течение 2012-2022 годов в размере более 2,5 млрд гривен.
В сентябре суд избрал меру пресечения Кауфману по этому делу: содержание под стражей с альтернативой внесения 268,4 млн гривен залога. Впрочем, уже в конце октября изменил меру пресечения на 150 миллионов гривен залога.