Имеем 170 государственных вузов, а будет 100. Заместитель министра образования — о радикальных изменениях в отрасли, и мобилизации студентов

Заместитель министра образования Украины Михаил Винницкий анонсирует серьезные изменения в высшем образовании уже с сентября 2024 года. (Фото:Ruslan Lytvyn / Alamy via Reuters)

Михаил Винницкий, заместитель министра образования Украины, рассказывает NV об основательных изменениях, что ждут отрасль — сокращении вузов, как минимум, в два раза, справедливой системе образовательных грантов и отмене стипендий для всех.

В начале декабря Украина получила результаты международного исследования качества образования PISA-2022, которое констатировало очевидное снижение компетенций учеников украинских школ на фоне двух лет ковида и почти двух лет войны. Однако школьное образование — лишь часть общей проблемы в украинской сфере знаний, которая испытывает на себе влияние российской агрессии, миграции и сильной социально-экономической расслоенности общества.

О том, как в этих условиях развивается высшая школа, какие реформы ожидают украинских абитуриентов, студентов и преподавателей уже с сентября 2024 года, нужно ли Украине столько университетов, NV общается с заместителем министра образования по вопросам высшего образования Михаилом Винницким.

— Если мы посмотрим на выпускников школ, которые стремятся получать высшее образование в Украине и в других странах Европы, то увидим ощутимую разницу. В Украине, даже по данным PISA, это около 70% всех выпускников, в то время как в Германии или Австрии это где-то 30%. Что для украинцев означает высшее образование и не является ли оно обесцененным в нашей стране — такое себе продолжение школы?

— Да, это очевидно очень высокий процент желающих получать высшее образование. Но надо понимать, что, к большому сожалению, у нас очень мало было сделано до сих пор с реформой профессионально-технического и профессионального образования. И сейчас мы понимаем, что один из приоритетов Министерства образования — это как раз усиление этого звена.

Вы привели пример Германии или Австрии. Это страны, в которых профессиональное и профессионально-техническое образование чрезвычайно хорошо развиты. Если взять пример Франции, или Италии, или Великобритании, то там значительно менее развит этот сектор, наша модель ближе к этим странам.

Но мы понимаем существующую проблему и от нашего еще советского индустриального типа обучения стремимся перейти к концепции, где есть университеты — как место подготовки научных кадров, где люди получают степень магистра, идут в аспирантуру. Есть институты, которые являются отраслевыми и более приближенными к рынку труда и его прагматическим потребностям, так называемые University of Applied Sciences, и академии — которые уделяют больше усилий формированию себя как мировоззренческих центров.

Ну и последнее: мы будем убирать так называемые филиалы университетов, потому что университет — это обязательно сообщество, у которого есть свой кампус, иначе качественно обучать не получается.

— Насколько государство в принципе может управлять ожиданиями общества, где высшее образование с советских времен не о знаниях, а о прерывании цепи бедности? Человек идет учиться в университет, потому что и кассира в супермаркет скорее возьмут с высшим образованием.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *