Тема мобилизации в Украине с каждым днем становится все более актуальной, ведь проблема нехватки людей в армии есть.
Среди проблемных мест эксперты выделяют, в частности, комплектацию по принципу количества, а не качества, возраст и состояние здоровья военных, а также необходимость проведения ротации.
Учитывая это, межфракционная депутатская группа, которая когда-то была создана для перераспределения финансирования денежных выплат для Сил безопасности и обороны, нарабатывает изменения в процесс мобилизации.
NV получил рабочий вариант законопроекта о мобилизации от одного из представителей комитета ВР по вопросам нацобороны и разведки.
В частности, документом предусмотрено:
-
люди, которые учатся на дневной или дуальной формах и получают второе высшее образование, имеют право на отсрочку до завершения учебного года со дня вступления в силу закона;
-
в период действия военного положения граждане Украины в возрасте от 18 до 60 лет, состоящие на воинском учете или снятые с него, обязаны иметь при себе военно-учетный документ вместе с документом, удостоверяющим личность. Они должны предъявлять их по требованию уполномоченного представителя районного (городского) ТЦК или полицейского.
Кроме того, согласно законопроекту, призывники, военнообязанные и резервисты должны сообщать в органы, где они находятся на воинском учете, не только об изменении семейного положения, состояния здоровья, адреса места жительства, работы или должности, но и об изменении номеров средств связи и адреса электронной почты в 7-дневный срок.
К тому же предусмотрено, что в период проведения мобилизации и/или в течение действия военного положения призывники, военнообязанные и резервисты, которые покинули свое место жительства, обязаны в течение 7 дней с даты постановки на учет внутренне перемещенного лица стать на воинский учет в ТЦК по месту пребывания на учете ВПЛ.
Вот еще несколько ключевых изменений, которые предлагают внедрить депутаты:
-
военные, призванные на службу по мобилизации, на особый период и имеющие военно-учетную специальность по инженерному направлению, должны назначаться на должности исключительно по приобретенному образованию и специальности;
-
военные, которые принимают непосредственное участие в отпоре вооруженной агрессии против Украины, подлежат ротации для отдыха и восстановления боеспособности не позднее чем через три месяца непрерывного участия;
-
военные срочной службы увольняются с военной службы в запас в срок, не превышающий шесть месяцев, со дня вступления в силу закона;
-
военные, которые проходят службу на должностях в территориальных центрах комплектования и социальной поддержки, должны перемещаться на другие должности в воинские части через три месяца службы в ТЦК. Повторное назначение в ТЦК возможно в порядке продвижения по службе, но не ранее чем через три года;
-
граждане, которых признали ограниченно годными к военной службе до вступления в силу закона, подлежат повторному медицинскому обследованию в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона.
Законопроект также регулирует нормы о предоставлении отпуска. В частности, после освобождения из плена военному должен предоставляться дополнительный отпуск с сохранением денежного обеспечения продолжительностью 90 календарных дней без разделения на части.
Кроме того, такой же дополнительный отпуск должен предоставляться военным, которые после введения военного положения проходили в течение 24 месяцев непрерывную военную службу, принимали непосредственное участие в боевых действиях не менее 12 месяцев и изъявили желание для дальнейшего прохождения военной службы.
Этот проект закона также регулирует вопросы увольнения с военной службы. В частности, разрешается увольнение со службы в связи с освобождением из плена (если военный не захотел продолжать службу), а также по собственному желанию — для военных из числа иностранцев и лиц без гражданства, которые проходят службу по контракту в ВСУ, Государственной специальной службе транспорта или Нацгвардии Украины.
К тому же законопроект предлагает расширить полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере обороны. К их обязанностям хотят добавить, в частности:
-
обеспечение организации призыва граждан на военную службу по призыву лиц офицерского состава и альтернативную (невоенную) службу, подготовки молодежи к военной службе;
-
обеспечение на территории соответствующих населенных пунктов ведения персонально-первичного воинского учета призывников, военнообязанных и резервистов, обеспечение бронирования военнообязанных на период мобилизации и на военное время;
-
организация и участие в осуществлении мероприятий, связанных с подготовкой и выполнением задач территориальной обороны, на соответствующей территории;
-
обеспечение планирования и проведения мобилизационной подготовки, мероприятий мобилизации и демобилизации на территории соответствующих населенных пунктов.
Кроме того, органы и подразделения, входящие в систему полиции, должны участвовать в осуществлении мероприятий по оповещению военнообязанных и резервистов совместно с представителями ТЦК, а также осуществлять административное задержание и доставку в эти центры и органы призывников, военнообязанных и резервистов, которые совершили административные правонарушения.
Законопроектом предлагается установить еще одно нововведение: на каждого призывника, военнообязанного и резервиста должен формироваться Сертификат защитника Украины, который отображается через Единый государственный веб-портал электронных услуг, в частности с использованием мобильного приложения Портала Дія.
В то же время в законопроекте нет положения об уменьшении предельного возраста пребывания призывников на воинском учете с 27 до 25 лет.
Этот закон в случае его принятия должен вступить в силу через месяц со дня, следующего за днем его опубликования.
NV не удалось узнать у представителей межфракционной депутатской группы, на каком этапе находится разработка законопроекта, и когда его могут вынести на рассмотрение Рады.