Лицо и палец вместо карты: насколько безопасны инновационные платежные сервисы

Финансисты начали внедрять революционный платежный сервис, с помощью которого можно оплатить товар в магазине «лицом». Эксперты прогнозируют стремительное развитие подобных услуг и скорое исчезновение платежных карт, озвучивая преимущества, но предупреждая о ряде рисков.

Платежные сервисы развиваются стремительными темпами. Чуть больше полувека назад появился такой популярный на сегодня расчетный инструмент, как платежная карта, а теперь мир стоит на пороге новой революции. Совсем скоро можно будет выйти из дома без кошелька и документов и без проблем оплатить утренний кофе и проезд в метро благодаря биометрии. 

Ярким примером подобных новаций стала услуга «ПриватБанка» и международной платежной системы Visa, представленная впервые в Украине и в числе первых — в Европе. Речь о технологии оплаты FacePay24, благодаря которой покупатели могут оплачивать товары буквально «лицом».

«У большинства, наверное, сейчас с собой нет даже кошелька, потому что все карты – в смартфоне. Мы сегодня идем дальше и запускаем технологию, которая позволяет даже забыть дома телефон», – прокомментировал глава правления банка Петр Крумханзл.  По его словам, для использования сервиса клиент предварительно делает селфи и привязывает к своему фото банковскую карту, после чего для оплаты достаточно посмотреть в специальную камеру планшета рядом с кассой. 

С такими темпами развития классическая платежная карта может не дожить до своего очередного юбилея и уйти в прошлое в считанные годы, как и прочие используемые сегодня технологии оплаты с помощью телефонов и других устройств. Какие преимущества и недостатки у биометрических сервисов?

Усы и хвост – мой документ

Главным преимуществом биометрической идентификации финансисты называют избавление от необходимости помнить логины, пароли и пин-коды для активации банковской услуги. 

«Сегодня человек на каждом шагу сталкивается с необходимостью использовать уникальные и надежные комбинации с цифрами, буквами в разных регистрах и специальными символами, запомнить которые практически невозможно. Приходится записывать куда-то — а это неудобно и небезопасно», — прокомментировала УНИАН исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.

Первые системы идентификации по лицу можно было обмануть с помощью фотографии / spbit.ru Она отметила, что идентификация клиента по лицу или отпечатку пальца значительно упрощает процедуру платежа, но остается вопрос надежности такой идентификации — способности точно распознать клиента и отличить подмену.  «Например, первые системы идентификации по лицу можно было обмануть с помощью фотографии. Эту проблему решают с помощью видеоидентификации, при которой нужно поворачивать голову в разные стороны», — добавила Коробкова.

В то же время, она отметила, что с развитием технологий и благодаря комбинированию разных инструментов надежность биометрической идентификации повышается, потому за ней будущее. «Основной план на мировой арене предполагает использование матрицы из нескольких способов идентификации, чтобы найти идеальный баланс между удобством клиента и безопасностью», — говорит Коробкова.

Эксперт привела пример швейцарской компании BehavioSec, где используют для идентификации клиентов искусственный интеллект, анализируя ряд факторов, которые невозможно подделать, — поведенческие особенности клиента, в том числе, скорость и силу нажатия клавиш, динамику движений.