Шаги к расширению мобилизации. Что меняют подписанные Зеленским законы о призывном возрасте, ограниченно годных и е-учете резервистов

Новобранцы 1-го отдельного механизированного батальона Вовки Да Вінчі на военных учениях, 12 марта 2024 года (Фото:REUTERS/Viacheslav Ratynskyi)

2 апреля президент Украины Владимир Зеленский подписал ряд законов, которые должны расширить возможности мобилизации в Украине. Отныне призывной возраст снижен до 25 лет, отменен статус «ограниченно годных» к службе, а военнообязанные и резервисты могут создать личный электронный кабинет в системе Оберег, где будет значительно расширен перечень сведений о них.

Эти меры утверждены в соответствии с уже принятыми ранее законами — отдельно от резонансного законопроекта о мобилизации, который до сих пор готовят ко второму чтению в Верховной Раде.

NV напоминает, что важно знать о деталях мобилизационных нововведений, которые Зеленский подписал 2 апреля.

Снижение призывного возраста с 27 до 25 лет

Из всех нововведений, которые вступают в силу, этот закон дольше других ждал подписи Владимира Зеленского — почти год. Соответствующий законопроект правительство предложило еще в мае прошлого года, а Верховная Рада приняла закон 30 мая 2023-го. Однако он не мог вступить в силу без подписи президента Украины, хотя в Генштабе ВСУ отмечали важность такого шага.

В частности агентство Bloomberg еще осенью 2023 года писало, что задержка с этим законом «беспокоила военных», по оценкам которых документ потенциально позволит привлечь в ряды ВСУ 140 тысяч человек дополнительно.

Закон предусматривает, что верхний предел призывного возраста в Украине снижается с 27 до 25 лет. Соответствующее изменение вносится в текст закона О воинской обязанности и воинской службе от 2006 года. Нововведение вступает в силу 3 апреля — на следующий день после опубликования закона за подписью президента.

Снижение призывного возраста означает, что отныне общей мобилизации в Украине, которая продолжается с 24 февраля 2022 года, будут подлежать и мужчины в возрасте от 25 лет (а не от 27 лет, как было ранее). В пояснительной записке к этому закону подчеркивалось, что сохранение 27-летней планки призывного возраста во время войны нецелесообразно, поскольку значительную часть годных к военной службе граждан (в частности в возрасте от 25 до 27 лет) было невозможно привлечь в армию в период мобилизации.

В то же время призыв на срочную военную службу в Украине остается отмененным на период военного положения: эту норму ранее также утвердила Верховная Рада. То есть мужчины в возрасте до 25 лет, которые должны быть призваны в армию как срочники, останутся вне мобилизационных процессов — если они не выражают добровольного желания служить.

Демобилизация срочников, которые были призваны на момент вторжения России в феврале 2022 года и из-за этого не смогли завершить службу вовремя, началась со 2 апреля 2024 года и продлится до конца мая.

В Институте изучения войны 2 апреля напомнили, что снижение призывного возраста при мобилизации является одной из многих мер, к которым прибегает Украина в рамках текущих усилий по налаживанию более устойчивого процесса пополнения и формирования ВСУ во время войны. Снижение призывного возраста, которое позволит мобилизовать лиц старше 25 лет, «будет способствовать способности украинских военных восстанавливать и пополнять текущие подразделения и создавать новые», напоминают в ISW. В то же время Украине будет необходимо вооружить новомобилизованных, а длительные дебаты в США о военной помощи Украине и другие задержки западной помощи могут повлиять на скорость, с которой Украина способна восстанавливать деградировавшие и создавать новые подразделения, отмечают аналитики.

Александр Мусиенко, руководитель Центра военно-правовых исследований, в комментарии Radio NV подтвердил, что «омоложение личного состава — это потребность, о которой говорят военные». «Им нужен именно младший личный состав, который может эффективнее выполнять задачи. Это был запрос и это советовали сделать партнеры. Поэтому это важное решение, которое продиктовано необходимостью», — отметил Мусиенко.

Реестр и электронный кабинет военнообязанных и резервистов, статус УБД онлайн

Этого решения президента парламент ожидал более двух месяцев. Закон об «усовершенствовании порядка обработки и использования данных в государственных реестрах для воинского учета и приобретения статуса ветерана войны во время действия военного положения» был принят еще 16 января 2024 года.

В целом этот закон предусматривает дальнейшую цифровизацию воинского учета, среди его важнейших норм:

  • возможность получить онлайн (по электронной процедуре) статус участника боевых действий (УБД); лица с инвалидностью вследствие войны или статус члена семьи погибшего (умершего) защитника или защитницы Украины;
  • введение электронного кабинета для военнообязанных и резервистов: именно через него они могут получить доступ к данным о себе в электронном реестре военнообязанных Оберег;
  • совершенствование такого реестра призывников, военнообязанных и резервистов (в частности, чтобы избежать ситуаций, когда повестки приходят действующим военнослужащим, а также для упрощения обновления данных в ТЦК, в том числе онлайн-обновления информации вместо бумажных справок об актуальном семейном положении, месте работы и проживания и т. д.);
  • возможность создания и использования цифрового военно-учетного документа (сертификата).

В Минобороны этот закон называли «критически важным для обороноспособности Украины». «Документ разблокирует цифровизацию украинской армии и позволит ей действовать более мобильно и эффективно как на поле боя, так и в тылу», — объясняли в ведомстве.

Как это будет работать?

Основная идея закона заключалась в значительном расширении персональных данных граждан в возрасте от 18 до 60 лет, которые вносят в реестр Оберег и к которым будут иметь доступ ТЦК, объясняли еще в январе журналисты ВВС Украина в своем разборе этого документа.

При этом согласие призывников, военнообязанных и резервистов на обработку их персональных данных для внесения в реестр не требуется.

Среди личных данных, которые будут включать в реестр Оберег (в случае отсутствия определенных данных будет вноситься соответствующая отметка);

  • имя и фамилия, сведения об их изменении;
  • номера средств связи и адреса электронной почты;
  • сведения о родителях (усыновителях), опекунах, попечителях и других представителях, а также о детях (фамилия, имя, отчество, дата рождения) — с согласия призывника, военнообязанного, резервиста;
  • сведения о гражданстве (изменение гражданства);
  • сведения о смерти лица или объявления лица умершим или признания его без вести пропавшим;
  • сведения об ограничении гражданской дееспособности, признании лица недееспособным (а также о восстановлении дееспособности);
  • сведения о занятости (код ЕГРПОУ и местонахождение предприятия, учреждения или организации, место работы, должность, стаж работы);
  • сведения о перемещении лица на временно оккупированную территорию Украины (включая даты и направление);
  • сведения об образовании и опыте работы по специальности, а также о прохождении программ повышения квалификации, переподготовки;
  • сведения о присвоении или изменении группы инвалидности, а также о результатах медицинских осмотров, которые проводятся с целью определения пригодности к выполнению воинского долга;
  • данные о привлечении к уголовной ответственности после приговора суда;
  • номер записи в Едином государственном демографическом реестре;
  • сведения о статусе ветерана войны;
  • данные о владении иностранными языками;
  • сведения о разрешении на хранение и ношение оружия;
  • сведения о документах, оформленных для выезда за границу на постоянное проживание или возвращения в Украину;
  • реквизиты удостоверения водителя (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший, срок действия, категория) или тракториста-машиниста;
  • реквизиты квалификационного удостоверения члена палубной команды судна, а также другие документы о праве управления прогулочным судном, малым судном, водным мотоциклом и т.д;
  • реквизиты свидетельства пилота воздушного судна;
  • сведения о лице, пропавшем без вести при особых обстоятельствах;
  • сведения о внутренне перемещенном лице;
  • сведения о наличии права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Также в реестр будут вноситься служебные данные призывника, военнообязанного или резервиста, к которым относятся такие сведения:

  • о выполнении воинского долга;
  • о результатах прохождения медицинского осмотра (военно-врачебной экспертизы);
  • о прохождении альтернативной (невоенной) службы;
  • об участии в боевых действиях (эти сведения будут храниться в отдельном программном модуле реестра для дополнительной защиты).

Электронный кабинет призывника, военнообязанного, резервиста создается для того, чтобы эти люди могли:

  • получить информацию о своем включении или невключении в реестр Оберег,
  • проверить корректность сведений о себе, внесенных в реестр,
  • обновить или дополнить данные.

В то же время обязанность уточнять свои учетные данные, в том числе и через электронный кабинет призывника, прописана не в этом законе, а в новом законопроекте о мобилизации (№ 10449), который еще находится на рассмотрении Верховной Рады. Также в еще не принятом законопроекте была предложена и норма о том, что повестка о вызове в ТЦК и СП может быть направлена именно через такой электронный кабинет (что будет считаться равнозначным личному вручению повестки в случае принятия закона с сохранением такой нормы).

Однако подписанный Зеленским закон о цифровом учете военнообязанных пока не предусматривает отправку повесток через электронные кабинеты. 2 апреля это подтвердила заместитель министра обороны Украины Екатерина Черногоренко в эфире телемарафона.

«По закону, который был принят и подписан, ни одного положения, которое бы касалось электронного направления повесток, сейчас нет», — подчеркнула она. Черногоренко пояснила, что сейчас электронный кабинет — это лишь инструмент, с помощью которого граждане смогут обновить свои данные и увидеть, какие из них уже есть в государственном реестре Оберег. Она добавила, что после запуска таких е-кабинетов у военнообязанных будет возможность актуализировать свои данные, для чего озвучат временные рамки. После этого ТЦК будут использовать соответствующие данные в своей работе.

Ранее Роман Лихачев, адвокат приемной Украинского Хельсинского союза по правам человека, в комментарии NV отмечал как положительные, так и отрицательные аспекты принятого закона. По его словам, наилучшим является то, что данные будут унифицированы, а призывники, военнообязанные и резервисты смогут увидеть всю свою личную информацию, которая внесена в систему. Самым большим вопросом к закону остается безопасность собранных персональных данных и ответственность за их гипотетическое незаконное использование.

Ограниченно годные к службе: отмена статуса и повторное прохождение ВВК

Это самый новый из законов, подписанных Зеленским 2 апреля в серии документов, касающихся мобилизации. Закон О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения прав военнослужащих и полицейских на социальную защиту Верховная Рада приняла 21 марта 2024 года.

Его самая резонансная норма — отмена статуса тех, кто считался «ограниченногодным в военное время».

Теперь те граждане Украины, которые ранее были признаны «ограниченно годными к военной службе», в течение девяти месяцев со дня вступления в силу нового закона должны «пройти повторный медицинский осмотр с целью определения годности к воинской службе». Закон вступает в силу через месяц после опубликования, то есть с 3 мая 2024 года. Следовательно, пройти ВВК бывшие ограниченно годные должны до 3 февраля 2025 года.

Перечень болезней и состояний, согласно которым человека ранее могли признать ограниченно годным к службе, является очень специфическим, определяется индивидуально и подробно прописан в Расписании болезней, состояний и физических недостатков, определяющих степень пригодности к военной службе, службе в военном резерве — это приложение к приказу Минздрава об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Украины.

Важно, что в августе 2023 года Кабмин несколько обновил этот перечень. Из пункта 20.4 раздела III упомянутого выше Положения о военно-врачебной экспертизе в ВСУ были исключены болезни, которые ранее ставили под вопрос пригодность к службе. С тех пор годными могут признать даже людей с такими болезнями:

  • 2-в — клинически излеченный туберкулез;
  • 4-в — вирусные гепатиты с незначительным нарушением функций;
  • 5-в — бессимптомный ВИЧ;
  • 13-в — болезни эндокринной системы с незначительными нарушениями функций;
  • 14-в — легкие кратковременные болезненные проявления расстройств психики;
  • 17-в — невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (фобии, тревожные, обсессивно-компульсивные, адаптационные, соматоформные и другие невротические расстройства, неврастения, реакции на тяжелый стресс) при условии умеренно выраженных, краткосрочных проявлений;
  • 21-в — медленно прогрессирующие болезни центральной нервной системы;
  • 22-в — эпизодические и пароксизмальные расстройства.

Другие важные нормы этого закона, вступившие в силу:

  • Одноразовый отпуск для военнослужащих при рождении ребенка с сохранением денежного обеспечения.
  • Компенсация за неиспользованные дни отпуска для срочников.
  • Предотвращение дискриминации по гендерному признаку.
  • Возможность освобождения от служебных обязанностей военнослужащих-женщин на период болезни ребенка в возрасте до 14 лет. Норма также применяется к военным-мужчинам, если они воспитывают детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, на время пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнской заботы о детях). Такие военнослужащие освобождаются от выполнения служебных обязанностей на период, в течение которого ребенок нуждается в уходе согласно медицинскому заключению о временной нетрудоспособности, но не более 14 календарных дней. Если же ребенок нуждается в стационарном лечении, военнослужащие освобождаются от исполнения служебных обязанностей с сохранением денежного обеспечения на весь период ухода за больным ребенком.
  • Уточнение размера единовременного денежного пособия, выплачиваемого в случае гибели или смерти военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы: не менее 15 млн грн.
  • Недопущение привлечения к капелланской деятельности лиц, принадлежащих к церкви с руководящим центром во враждебных к нашему государству странах.
  • Возможность длительного лечения военнослужащих, в том числе и за рубежом, с сохранением денежного и материального обеспечения — до 12 месяцев (речь идет о непрерывном пребывании военнослужащего в учреждениях здравоохранения и отпуске для лечения в связи с болезнью или в отпуске для лечения после ранения — контузии, травмы или увечья). При этом осмотр ВВК для решения вопроса о необходимости длительного лечения проводится не позднее чем через четыре месяца от начала лечения.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *