Министр финансов Украины Сергей Марченко
Минфин
Министр финансов Украины Сергей Марченко отметил, что в январе-феврале есть риски с финансированием, поэтому правительство планирует активизировать внутренние ресурсы для покрытия расходов.
Об этом он сказал, выступая на обзоре макроэкономических прогнозов на 2024 год от «Центра экономических стратегий».
Сергей Марченко уверен, что потребность в финансировании на 2024 год будет закрыта в предусмотренном объеме. Но есть вопросы относительно ритмичности и своевременности поступления финансов. В частности, есть риски в январе-феврале, потому что в эти месяцы «пока принятых решений недостаточно для того, чтобы мы самостоятельно смогли справиться».
По словам Марченко, уже сейчас работает механизм «плана Б» и Украина будет «максимально приближать те внутренние ресурсы, которые можно приблизить», на январь-февраль. Речь идет об авансированной уплате дивидендов, увеличении объема заимствований и других мерах.
«Ситуация не является критической. Просто понимание, что в этот период нам нужно будет максимально полагаться на внутренний ресурс. У нас есть нормальная, конструктивная кооперация с Нацбанком. Я думаю, что мы совместно, безболезненно выполним все необходимые меры, чтобы профинансировать потребности в расходах», — сказал Сергей Марченко.
Он отметил, что потенциальные риски на следующий год пока «недостаточно исследованы». В частности, речь идет о риске необходимости увеличивать расходы под военные нужды.
Марченко отметил, что сектор безопасности и обороны формирует наибольшую неопределенность, поскольку нельзя знать «в какой момент кому-то чего-то не хватит».
«Сказать, что военные нужды мы обеспечили в полной мере, я не могу. Но сказать, что те средства, которые есть — это максимум того, что мы можем предоставить, — это правда. Максимум, который мы смогли предусмотреть в секторе безопасности и обороны, мы уже предусмотрели. Если не будет каких-либо особенностей, то ситуация будет под контролем и можно все профинансировать», — сказал министр.
А что с финансированием на 2025 год?
По словам Марченко, пока что ситуация с финансированием в 2025 году выглядит более сложной, чем в 2024-м.
«Нет сейчас необходимости посыпать голову пеплом, но ситуация в 2025 году, на это время, выглядит сложнее, чем в 2024-м. Поэтому сейчас ключевым фактором над которым нужно было бы поработать — это понять наши возможные ожидания на 2025 год», — сказал министр.
Он добавил, что пока ожидания трудно спрогнозировать без четкой картины 2024 года: «Надеюсь, в январе, возможно, в конце февраля, у нас будет более четкая картина финансирования. Мы ожидаем решения и в США, и в ЕС о помощи Украине. Ну и дальше на этой базе можем понимать ситуацию на 2025 год».
По словам Марченко, в вопросе долгосрочного финансирования ожидают Ukraine Facility — программу ЕС, по которой Украине для поддержки на протяжении 2024–2027 годов выделят 50 миллиардов евро.
В течение года правительство также будет работать с партнерами, чтобы обеспечить финансирование в 2025 году.
«Это не просто. Электоральные циклы смещают акценты с Украиной на другие проблемы, в том числе внутренние. Но мы работаем. Есть надежда, что мы сможем заместить некоторые источники другими», — сказал министр.